суббота, 6 октября 2012 г.

Встраеваемый в электрогитару бустер и экранировка электроники

Решил я немного модернизировать электронику на своей простенькой электрогитаре Cort G-200. А именно - встроить в корпус активный усилитель сигнала со звукоснимателей (бустер) с питанием от заряжаемого аккумулятора-"кроны" внутри гитары, и провести качественную экранировку.

Бустер

А зачем вообще он нужен?.. Уровень сигнала с пассивных звукоснимателей, особенно - с синглов, довольно мал. Но это - ещё пол беды. На всех гитарах имеется как минимум ручка регулировки громкости, Volume, представляющая собой переменный резистор сопротивлением порядка нескольких сотен килоом (характерное сопротивление пассивных звукоснимателей - единицы кОм). А на большинстве - ещё и ручка (или ручки) регулировки тона, тоже сотни килоом. Итого, если играть с громкостью, выставленной на середину, мы получаем выходное сопротивление в сотни килоом. Что в этом плохого? Да то, что слабый сигнал + большое выходное сопротивление = высокая чувствительность к наводкам. И, как следствие, шум и гул из динамика. Особенно, если рядом лежит мобильный телефон, стоит компьютер, осциллограф, импульсный БП и т.п.

Хороший выбор гитарных схем предоставлен на сайте http://guitarwork.ru. Минус этого сайта - схемы представляют собой только картинки без комментариев. Но, право же, их бесчисленное множество.
В соответствующем разделе сайта http://guitarwork.ru/electronic/booster.php представлено несколько схем. На биполярных, на полевых транзисторах, или на операционниках. С коррекцией тембра, с перегрузом, или без них.

Схема бустера

Моё мнение, в гитару нужно встраивать только самое необходимое, поэтому я остановился на простом усилителе на полевом транзисторе, его схема приведена ниже:
Именно на полевом транзисторе - это не просто так :) Бустеру понадобится выключатель питания. Он же - переключатель бустер/обход. При использовании классического варианта обходного переключателя, при включении обхода от схемы отключается и вход, и выход, и соединяются между собой. Итого, понадобится тумблер-переключатель на 3 параллельно переключаемые группы контактов: вход, выход, питание. Такой, конечно, можно достать, но в магазине, где я покупаю детали, такого не было, и мне не захотелось его где-либо искать. А вот переключатели на 2 группы есть везде.
На представленной выше схеме входное сопротивление очень велико, много больше пресловутых сотен килоом, потому при включении обхода вход можно не отключать от схемы, это ни на что не повлияет. Итого остаётся 2 группы - выход и питание.

Зарядка аккумулятора

Для питания я использовал аккумулятор-крону. Модифицировать корпус чтобы менять батарейки или заряжать аккумулятор мне не хотелось, поэтому я сделал следующее: заменил гнездо 6.3mm mono jack на stereo jack, и средний вывод через диод соединил с плюсом питания батарейки:
Таким образом, если к зарядному устройству аккумулятора приделать стереоджек плюсом к среднему выводу и минусом к общему проводу, то можно заряжать аккумулятор (у меня лично всё время не доходят руки до нормального ЗУ для крон, поэтому заряжаю просто через резистор от 12В БП). Если же в гитару воткнут обычный mono jack, диод предохраняет аккумулятор от короткого замыкания.

К сожалению, когда я всё это собирал, мой телефон сел, а фотоаппарат лежал мертвым, потому фотография есть только конечного варианта:

Увы, ручки получше у меня не нашлось.

Экранировка

Внутренности гитары хорошо ловят различные наводки. Сетевые 50Гц и высокочастотные от различных приборов. Если заэкранировать внутренности, их влияние можно существенно снизить.
Я знаю два доступных и удобных способа экранировки: "алюминиевый скотч" и графитовый (или медный) аэрозоль. Я решил не задаваться вопросом, где и почём достать второе, потому купил на радиорынке за 250 рублей рулон самоклеющейся алюминиевой фольги. Удобно, что фольга в рулоне - на бумажной подложке, которую нужно снимать непосредственно перед приклеиванием. Итак, я обклеил внутренности, получилось примерно как на этой фотографии (фото не моё! нашел на сайте http://musicathome.ru/guitar/articles/shielding_of_guitar.php)
НО! Проверяя тщательность экранировки я обнаружил, что достаточно далеко удалённые друг от друга участки экрана, явно соединённые между собой фольгой, не прозваниваются! Всё дело в том, что клей, которым промазана внутренняя сторона фольги, не проводит ток, и если не применять дополнительных ухищрений, фольга, наклеенная на другую фольгу, будет изолирована от неё почти всегда. Провести ногтем, или чем-то иным по верхней фольге, чтобы продавить клей - не поможет. Спаять - нельзя, алюминий не паяется оловом. Пришлось между соседними кусками фольги приклеивать дополнительную полоску, перевернутую клеем вверх (её держит ещё одна полоска клеем вниз). То есть, как-то так (черное - фольга, желтое - клей):
Вот такое вынужденное извращение. Экранировку можно заканчивать только тогда, когда любые два листа фольги между собой уверенно прозваниваются. Что-то я про это ни на каких сайтах не видел ничего. 

P.S.: На сайте, с которого я стащил фотографию обклеенного фольгой стратокастера, предлагают заэкранировать даже заднюю часть гитары, под пружинами, которые машинку держат. Естественно, обладающий здравым смыслом и небольшими представлениями об электронике читатель так делать не будет :)
Ещё на том сайте пишут, что "Вас приятно удивит новое звучание Вашего инструмента" - очевидно, что звук от экранировки не изменится ровным счётом никак, только уменьшится, или исчезнет совсем шум от наводок.

1 комментарий: